Ученые выяснили, с чем связаны повреждения мозга при COVID-19

© SIAT SARS-CoV-2 инфицирует органоиды головного мозга человека

Ученые выяснили, с чем связаны повреждения мозга при COVID-19

Американские ученые выяснили, что спайковый белок коронавируса SARS-CoV-2 может проникать в мозг, преодолевая гематоэнцефалический барьер. В этом авторы видят причину возникновения изменений в головном мозге при COVID-19. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Появляется все больше доказательств того, что люди с COVID-19 страдают от когнитивных нарушений, таких как мозговой туман, усталость, головные боли, судороги, а иногда и инсульты.

Исследователи из Медицинской школы Университета штата Вашингтон вместе с коллегами из Гериатрического научно-образовательного и клинического центра ветеранов Системы здравоохранения Пьюджет-Саунд в Сиэтле экспериментально обнаружили, что белок-шип коронавируса, который еще называют спайковый белок или S1, может преодолевать гематоэнцефалический барьер у мышей.

По мнению авторов, это убедительно свидетельствует о том, что и сам вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, может проникать в мозг.

«Обычно вирус делает то же самое, что и его связывающий белок, — приводятся в пресс-релизе Университета штата Вашингтон слова руководителя исследования профессора Уильяма. Бэнкса (William Banks). — Связывающие белки, такие как S1, обычно сами по себе токсичны для мозга, поскольку они отделяются от вируса, заставляют мозг выделять цитокины и вызывают воспаление».

Сильное воспаление, вызванное инфекцией COVID-19, ученые называют цитокиновым штормом. Иммунная система, увидев вирус и его белки, запускает слишком острую обратную реакцию, которая вызывает мозговой туман, усталость и другие когнитивные проблемы.

Раньше ученые из лаборатории Бэнкса заметили подобную реакцию на вирус ВИЧ и решили проверить, происходит ли то же самое с SARS CoV-2, и выяснили что белок S1 в SARS-CoV2 и белок gp 120 в ВИЧ-1 действуют одинаково.

И тот, и другой — гликопротеины, белки, содержащие много сахаров. Действуя как «руки» своих вирусов, они цепляются за рецепторы клеток и легко связываются с ними.

«Это было похоже на дежавю», — говорит Бэнкс, сравнивая S1 с gp120.

Результаты опытов показали, что спайковый белок коронавируса проникает через гематоэнцефалический барьер, и этим объясняются неврологические осложнения при COVID-19.

Преимущественно проникновение происходит через обонятельные луковицы. Авторы считают, что это может быть одной из причин возникновения сложностей с дыханием, которые испытывают пациенты с COVID-19.

«Мы знаем, что при COVID-19 проблемы с дыханием вызваны инфекцией в легких, но дополнительная причина заключается в том, что вирус проникает в дыхательные центры мозга и вызывает там нарушения», — объясняет ученый.

Ученые из лаборатории Бэнкса изучают роль гематоэнцефалического барьера при болезни Альцгеймера, ожирении, диабете, ВИЧ и других вирусных инфекциях. Они предупреждают, что эффекты проникновения вирусов в мозг могут иметь весьма долгосрочный характер, и не стоит к этому относиться легкомысленно.