Причиной трещины на МКС мог стать робот Федор, заявил эксперт

© РИА Новости / Сергей Мамонтов / Робот Федор в спускаемом аппарате космического корабля «Союз МС-14» после полета на МКС на территории ракетно-космической корпорации «Энергия»

Причиной трещины на МКС мог стать робот Федор, заявил эксперт

Трещина, вызвавшая утечку воздуха в российском модуле «Звезда» на Международной космической станции, могла появиться при выгрузке и загрузке космонавтами антропоморфного робота «Фёдора» в 2019 году, предположил член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов.

Небольшая утечка воздуха на МКС была зафиксирована в сентябре 2019 года. В октябре 2020 года в промежуточной камере модуля «Звезда» была обнаружена и впоследствии временно заделана трещина длиной 4,5 сантиметра.

В декабре исполнительный директор по пилотируемым программам «Роскосмоса» Сергей Крикалев сообщил РИА Новости, что специалисты считают маловероятными версии появления трещины из-за усталости металла корпуса камеры или жестких стыковок кораблей к модулю «Звезда», или коррекций орбиты станции с помощью двигателей модуля.

«Через промежуточную камеру в августе-сентябре 2019 года космонавты перемещали антропоморфного робота «Фёдора» из корабля «Союз МС-14» на станцию и обратно. Маршрут переноса робота был внеплановым, так как изначально корабль должен был стыковаться к модулю «Поиск», а не к модулю «Звезда», — сказал Хохлов РИА Новости.

Он напомнил, что автоматическая стыковка «Союза МС-14» с роботом к модулю «Поиск» не состоялась вследствие того, что на МКС оказался неподключённым один из кабелей системы сближения «Курс».

«В результате корабль пришлось стыковать к агрегатному модулю «Звезда» и затем тащить робота «Фёдора» через узкую промежуточную камеру. Неаккуратное перемещение андроида вполне могло привести к появлению трещины в корпусе», — пояснил эксперт.

Первый российский антропоморфный робот «Фёдор» был доставлен на станцию в августе 2019 года на «Союзе МС-14» и в сентябре после проведения экспериментов с ним на МКС на том же корабле возвращён на Землю.

В настоящее время экипаж МКС занимается поиском ещё одного места утечки воздуха в промежуточной камере модуля «Звезда». Для этого «протекающий» отсек обтягивается плёнкой, чтобы сократить его объём и за счёт увеличения скорости падения давления обнаружить течь.

Сейчас на МКС работают российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, американские астронавты Кэтлин Рубинс, Майкл Хопкинс, Виктор Гловер и Шэннон Уолкер, а также японец Соити Ногути.