Астрономы впервые зафиксировали рентгеновское излучение Урана

© NASA / CXO/University College London/W. Dunn et al; Optical: W.M. Keck ObservatoryРентгеновские данные космического телескопа «Чандра» (розовым) наложены на оптическое изображение, полученное обсерваторией Кека на Гавайах

Астрономы впервые зафиксировали рентгеновское излучение Урана

Астрономы НАСА объявили о первом обнаружении рентгеновских лучей, испускаемых планетой Уран. Для этого открытия они использовали наблюдения космического телескопа «Чандра», сделанные в 2002 и 2017 годах. Результаты исследования опубликованы в журнале JGR Space Physics.

Уран — ледяная планета-гигант, седьмая по удаленности от Солнца. Ее диаметр в четыре раза больше Земли. Подобно Юпитеру и Сатурну, Уран имеет два набора колец вокруг экватора, но вращается он на боку, в отличие от всех других планет Солнечной системы. Считается, что Уран почти полностью состоит из водорода и гелия.

В изучении Урана астрономы полагаются на данные «Вояджера-2» — единственного космического корабля, который когда-либо пролетал мимо этой планеты, а также на наблюдения космических телескопов «Чандра» и «Хаббл».

В новом исследовании авторы сообщают о том, что на изображениях космической рентгеновской обсерватории «Чандра», сделанных в 2002 и 2017 годах, они впервые обнаружили четкие вспышки рентгеновских лучей, исходящих от Урана. Исследователи полагают, что большая часть этого излучения исходит от рентгеновских лучей солнечного спектра, которые рассеивает атмосферы Урана, а также от его кольцевой системы, как и в случае с Сатурном.

Уран окружен заряженными частицами — электронами и протонами, которые, сталкиваясь с кольцами, заставляют последние светиться в рентгеновских лучах. Еще одна возможность заключается в том, что по крайней мере часть рентгеновских лучей исходит от полярных сияний на Уране. Ранее подобный эффект уже наблюдали в рентгеновском диапазоне Земли и Юпитера, а также на других длинах волн для Урана.

Так, рентгеновские лучи в полярных сияниях Земли возникают, когда высокоэнергетические электроны проходят по линиям магнитного поля планеты к ее полюсам и замедляются атмосферой.

У Юпитера тоже есть полярные сияния. Их рентгеновские лучи поступают из двух источников: электронов, движущихся вниз по силовым линиям магнитного поля, как на Земле, и положительно заряженных атомов и молекул в полярных областях планеты.

Ученые до конца не уверены в том, какая причина вызывает полярные сияния на Уране из-за необычной ориентации его оси вращения и ориентации линий магнитного поля. Оси вращения и магнитного поля других планет Солнечной системы почти совпадают между собой и перпендикулярны плоскости их орбит, а Уран наклонен на бок, и его магнитная ось смещена от оси вращения планеты — она почти параллельна траектории его движения вокруг Солнца. Это делает полярные сияния Урана необычно сложными и изменчивыми.

Авторы отмечают необходимость дальнейших наблюдений за рентгеновским излучением Урана и считают, что определение источников этого излучения позволит лучше понять природу рентгеновских лучей, исходящих от других космических объектов, таких как черные дыры или нейтронные звезды.